Ежедневно мы общаемся с большим количеством людей. С кем-то это общение носит формальный, вынужденный характер. С кем-то мы общаемся легко и с удовольствием. Но и в первом, и во втором случае, независимо от типа отношений, у нас возникают конфликты. Иногда такие ситуации перерастают в настоящее противостояние. И здесь даже «победившая» сторона чувствует себя разбитой и измотанной.
Поэтому важно не побеждать в конфликте, а мягко разрешать его. Тогда все его участники сохранят душевное равновесие и смогут легко общаться в будущем. Мы собрали лайфхаки, которые помогут вам разрешать конфликты в семье и на работе, проявляя настоящие чудеса дипломатии.
Держите эмоции под контролем
Представьте простую ситуацию: вы ругаетесь с коллегой, который обвинил вас в чем-то. Он говорит с вами на повышенных тонах, критикует и отчитывает вас. В этот момент вы начинаете злиться, обида вас переполняет. А когда рассудок затуманен такими сильными эмоциями, мы не можем мыслить трезво, разговор превращается в бесконечное высказывание взаимных претензий.
Поэтому для начала распознайте свои эмоции и спросите себя: «Как они помогут мне разрешить ситуацию?» Конечно, никак. Они только опустошат и расстроят вас. Прочувствуйте свою эмоцию, попробуйте озвучить ее: «мне сейчас очень обидно», «я сильно злюсь» и тому подобное. Возвращайтесь к решению проблемы, когда сможете прожить чувства и восстановить эмоциональный фон.
Не воспринимайте все на свой счет
Участники конфликта часто отождествляют его с оппонентом. Это может перерасти во взаимную неприязнь, и даже обмен оскорблениями. Нужно понимать, что конфликт – это не столкновение людей, а столкновение интересов. Возникает ситуация, когда ваши желания не совпадают с желаниями другого человека. Это не значит, что вас считают плохой, и не значит, что со второй стороной что-то не так. Просто в конфликтной ситуации каждый, в первую очередь, думает о себе.
Поэтому сконцентрируйтесь не на оценке человека, а на возникшей проблеме. Так вы сможете наиболее эффективно разрешить разногласия.
От спора к диалогу
Помните ту старую притчу, где у буддистского монаха спросили, в чем секрет его долголетия? «Я никогда ни с кем не спорю», – ответил он. Действительно, спор – это бесконечное отстаивание своей правоты, с приведением доказательств и аргументов. Как правило, это ни к чему не ведет, ведь правда у каждого своя.
Диалог – это принятие правды другого человека. Чтобы перевести спор в диалог, нужно сблизиться с оппонентом:
- понять его «боль», показать, что вы готовы выслушать его и что вам не наплевать на его чувства;
- подумать о проблеме с его позиции, то есть представить себя на месте оппонента.
Так вы восстановите эмоциональный контакт и сможете перейти к диалогу, а затем и к решению вопроса.
Ищите компромиссы
«Легко сказать!», – возможно, отметите вы. Да, компромиссы – это непросто. Но если вы наладите диалог, уйдете с позиции «победитель» и «проигравший», прийти к компромиссу будет действительно легко.
- Проявите готовность пойти на уступки. Здесь важно не отказываться целиком от своих желаний, но и не отсекать желания другого. Вы можете напрямую сказать об этом оппоненту: «Я понимаю, чего вы хотите. Но это не совпадает с моими желаниями. Давайте попробуем найти решение, которое нас обоих устроит».
- Избегайте ультиматумов, угроз и шантажа. Эти приемы мгновенно активируют защитную реакцию, конфликт заходит в тупик. Поэтому мягко убеждайте.
Такой подход займет гораздо больше времени, потребуется проявить максимум эмпатии и терпения. Но компромиссное решение стоит приложенных усилий.
Не избегайте конфликтов
Вы наверняка встречали спокойных, молчаливых людей, которые через многие месяцы общения превращаются в настоящих скандалистов. Это типичный пример человека, который любой ценой избегает конфликтов. Он регулярно подавляет желание выяснить отношения. И рано или поздно подавленных чувств становится так много, что они разрывают человека изнутри. Как правило, это перерастает в грандиозную ссору.
Вся эта ситуация возникает из-за мелких недоразумений. Если бы они разрешались мгновенно, а не мариновались в голове, приправляясь обидой и ненавистью, скандала можно было бы избежать.
Старайтесь разрешать конфликты, а не подавлять их. Добивайтесь правды, отстаивая свои интересы, но не забывайте об интересах других.